Предприятие как объект оценки


Под термином «бизнес» понимается юридическое лицо (общество), деятельность которого направлена на извлечение экономических выгод (прибыли).

Для целей повышения эффективности управления бизнесом, обоснования инвестиционного решения, реструктуризации предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.), не редко необходимо определение стоимости предприятия (бизнеса) или стоимости бизнеса предприятия.

Оценка Бизнеса


Кратко о данном виде:

Оценка бизнеса — это определение рыночной стоимости компании как имущественного комплекса, обеспечивающей доход ее владельцу. Оценка проводится как на все предприятия, так и на его часть. При этом, как объект гражданских прав, предприятие рассматривается как комплекс имущественных прав юридического лица на все объекты, задействованные в осуществлении его (юридического лица) предпринимательской деятельности.

Согласно ст.

Предприятие как объект оценки


Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.

Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях.

Оценка стоимости недвижимого имущества


Особенности недвижимости как объекта

Ценность земли предопределена ее уникальными характеристиками: недвижимостью (неподвижностью), ограниченностью предложения, долговечностью, неповторимостью местоположения, кроме того, земля является неотъемлемым элементом человеческой деятельности, которая, в свою очередь, способна оказывать влияние на качественные характеристики земельных участков.

Перечисленные параметры учитываются оценщиками при определении стоимости недвижимости.

Особенности бизнеса как объекта оценки


Основные характеристики бизнеса как объекта оценки:

1. Бизнес как объект оценки – это права.

2. Бизнес – это капитал; совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности.

3. Это процесс, определенная экономическая деятельность, основная цель которой получение прибыли.

Все приведенные характеристики бизнеса как объекта должны рассматриваться только в комплексе, как единая совокупность признаков.

Организационная правовая форма и юридический статус являются важными характеристиками бизнеса в процессе оценки его стоимости, но именно определенное использование прав и активов наделяет бизнес полезностью, ценностью или обменной стоимостью.

Бизнес как объект оценки


Итоговая стоимость объекта зависит от грамотной идентификации и корректного описания объекта с последующим обоснованием методики оценочного процесса. Но именно описание объекта оценки в случае «бизнес как объект оценки» вызывает у оценщиков много вопросов.

Сергей Петрович Щербинин, к.э.н.

Идентификация объекта оценки при оценке предприятия


Калинкина Кира Евгеньевна

к.э.н. доцент Российской Экономической Академии им. Г.В. Плеханова,

Генеральный директор ООО«Консалтинговая компания «КАПИТАЛ Групп»,

Член экспертного совета НП «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки»

На настоящем этапе экономического развития России активно формируются вертикально-интегрированные структуры, совершаются сделки слияний и поглощений, сделки по выкупу акций у миноритарных акционеров и соответственно возрастает потребность в проведении работ по оценке рыночной стоимости пакетов акций предприятий.

Анализ отчетов об оценке бизнеса показывает, что на практике оценщики достаточно поверхностно проводят анализ объекта, оценка проводится на основе неполной, иногда недостоверной информации и безосновательных прогнозов, в результате чего рыночная стоимость, полученная оценщиком, оказывается далека от истины и не отражает действительного положения дел на предприятии.

Вместе с тем именно полноценное исследование предприятия как объекта: изучение его ретроспективы, анализ активов, исследование его маркетинговой, правовой и производственной среды позволяют сформировать корректную модель функционирования бизнеса с учетом его специфики и правильно провести оценку его стоимости.

Идентификация объекта — это комплексное исследование состояния объекта, позволяющее получить полноценное понимание оцениваемого предприятия не только на момент проведения, но и в ретроспективном и прогнозном периодах.

Важно отметить, что федеральными стандартами оценки [1] предъявляются четкие требования к составлению отчета об оценке, в том числе к идентификации объекта оценки: