Преимущества сравнительного подхода к оценке бизнеса


Основные подходы к оценке бизнеса

Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.

При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях.

Методы, используемые при сравнительном подходе: метод сделок, метод рынка капитала, методы отраслевых коэффициентов


Система финансовых показателей и мультипликаторов, используемых при оценке. Диапазон и условия применения сравнительного подхода при оценке финансовых институтов

Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка капитала и сделок совпадают:

1 изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или котировках акций;

2 финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

3 расчет оценочных мультипликаторов;

4 применение мультипликаторов оцениваемого предприятия;

5 выбор величины стоимости оцениваемого предприятия;

6 внесение итоговых поправок на степень контроля.

Для уточнения получаемых результатов при оценке бизнеса на основе сравнения с аналогами применяют соотношения, называемые оценочными мультипликаторами.

Мультипликатор — соотношение между ценой и финансовыми показателями.

М — оценочный мультипликатор;

Ц — цена продажи предприятия-аналога;

ФБ — финансовый показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

Применение оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями.

Таким образом, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на соответствующий мультипликатор.

Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

· определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога — это даст значение числителя в формуле;

· вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценке бизнеса обычно используют четыре группы мультипликаторов:

1 цена/прибыль, цена/денежный поток;

3 цена/выручка от реализации;

4 цена/стоимость активов.

В зависимости от конкретной ситуации суждение о стоимости предприятия может основываться на любом из мультипликаторов, или любом их сочетании.

Оценка бизнеса


Подобная оценка бизнеса включает в себя расчет стоимости активов и пассивов предприятия:

Кроме того, проводится оценка эффективности работы компании, ее настоящие, а также прошлые и будущие расходы и доходы, перспективы развития. Затем оцениваемое предприятие сравнивается с аналогичными компаниями. В результате такого комплексного подхода оценщик имеет возможность определить реальную стоимость того или иного бизнеса.

Предприятие, в его современном понимании, является достаточно сложной структурой, объединяющей в себе активы различного характера: начиная от недвижимости и заканчивая деловой репутацией.

Оценка бизнеса при управлении его стоимостью


Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 24 (222) за 2012 год. cтр. 68-75.

Аннотация: В статье анализируются общепринятые методы оценки бизнеса с позиции возможности их практического применения и использования в рамках концепции ценностно-ориентированного управления компанией. Определены преимущества и недостатки оценочных методов.

Волков А.И.канд.