Методы, используемые при сравнительном подходе: метод сделок, метод рынка капитала, методы отраслевых коэффициентов


Система финансовых показателей и мультипликаторов, используемых при оценке. Диапазон и условия применения сравнительного подхода при оценке финансовых институтов

Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка капитала и сделок совпадают:

1 изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или котировках акций;

2 финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

3 расчет оценочных мультипликаторов;

4 применение мультипликаторов оцениваемого предприятия;

5 выбор величины стоимости оцениваемого предприятия;

6 внесение итоговых поправок на степень контроля.

Для уточнения получаемых результатов при оценке бизнеса на основе сравнения с аналогами применяют соотношения, называемые оценочными мультипликаторами.

Мультипликатор — соотношение между ценой и финансовыми показателями.

М — оценочный мультипликатор;

Ц — цена продажи предприятия-аналога;

ФБ — финансовый показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

Применение оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями.

Таким образом, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на соответствующий мультипликатор.

Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

· определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога — это даст значение числителя в формуле;

· вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценке бизнеса обычно используют четыре группы мультипликаторов:

1 цена/прибыль, цена/денежный поток;

3 цена/выручка от реализации;

4 цена/стоимость активов.

В зависимости от конкретной ситуации суждение о стоимости предприятия может основываться на любом из мультипликаторов, или любом их сочетании.

Применение метода сделок при оценке бизнеса


Метод рынка капитала

Метод рынка капитала — базируется на рыночных ценах подобных компаний Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать свои средства или в эти ком мпании, или в ту, которая оценивается Этот метод базируется на финансовом анализе компании, оценивается с сопоставленными компаниямми.

Сопоставление цен продажи подобных объектов используется только в условиях развитого рынка По этим подходом оценочная стоимость определяется на уровне цены продажи подобного недвижимого имущества по формуле:

где Ц — оценочная стоимость имущества, определенная путем сопоставления цены продажи подобного имущества (в гривнях);

ЦHМ — цена подобного имущества (в гривнях);

m — количество факторов сравнения;

Цаj — разница (поправка) в цене (, -) продажи подобного имущества относительно того, что оценивается, по jm фактором сравнения

За основу определения оценочной стоимости недвижимости путем сопоставления цен продажи подобного имущества берутся цены продажи тех объектов, за факторами, которые влияют на их стоимость, в достаточной степени сбо игаються с объектами, которые оцениваются.

Определение оценочной стоимости недвижимого имущества путем сопоставления цен продажи подобного имущества предполагает сопоставление цен продажи нескольких подобных объектов, поэтому конечный размер оценочной стоимости определяет ется как среднее значение для ранжированы ряда вариантов значения (без учета наибольшего и наименьшего значения) или наиболее распространенное значение среди полученных результате.

Важной составной частью оценки по этому методу является анализ финансового состояния предприятий (рассматривается автором в следующем вопросе этого раздела) и их сопоставление Финансовая информация может быть отр Римана оценщиком как по публикациям в периодических изданиях, так и на основе письменного запроса или непосредственно на предприятии в процессе собеседованийи.