Лекция 9


• подходы и методы для каждого конкретного случая оценки бизнеса и особенности использования единой системы критериев их применимости;

• успешно решать на практике проблему выбора подходов и методов для каждого конкретного случая оценки бизнеса;

• навыками обоснования выбора подходов и методов.

Бизнес, как правило, оценивается несколькими методами различных подходов.

Глава 26


Метод оценки бизнеса принято выбирать в зависимости от того, поддаются текущие и будущие доходы организации точному прогнозу или нет, обладает она значительными ликвидными материальными либо финансовыми активами или нет, имеет ли она постоянную клиентуру. Если точный прогноз доходов организации невозможен либо весьма значительны ее материальные и финансовые активы, либо результаты ее деятельности существенно зависят от непредсказуемой ситуации с заключением контрактов, рекомендуется использовать методы, основанные на анализе активов, — методы стоимости чистых активов и ликвидационной стоимости.

Если доходы компании могут быть достоверно определены, и ее активы преимущественно состоят из оборудования и готовых товаров, спрос на ее продукцию имеет устойчивый характер, то лучшие результаты дадут методы оценки стоимости бизнеса, основанные на анализе доходов: методы дисконтированных денежных потоков, капитализации доходов, избыточных прибылей или сравнительный, с использованием таких оценочных мультипликаторов, как цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты и т.п.

При наличии достаточного объема информации по сопоставимым организациям самый простой, но в то же время требующий аккуратного использования в связи с необходимостью учета целого ряда поправок при применении данных по сопоставимым организациям путь – применение методов, основанных на использовании цен, формируемых фондовым рынком: метода рынка капитала (для оценки стоимости миноритарных пакетов акций) или метода сделок (для контрольных пакетов или компаний в целом) либо метода отраслевых коэффициентов (основан на использовании сложившихся в отраслях соотношений между определенными финансовыми показателями).

Если же сравнительный подход использовать не удается, оценка стоимости бизнеса компании проводится с применением методов, основанных на прямом анализе доходов: метода капитализации доходов (он применяется, когда темпы роста доходов предполагаются умеренными) или метода дисконтированных денежных потоков (используется в предположении, что будущие денежные потоки будут поддаваться обоснованной оценке, существенно отличаться от текущих в связи с ожидаемыми изменениями в экономических условиях или структуре бизнеса и будут представлять собой значительные положительные величины).

Несмотря на достаточно широкий спектр современных методов оценки бизнеса организаций, ни один из них не является универсальным.

Применение современных технологий бухгалтерского учета для оценки стоимости компании


В условиях рыночной экономики стоимость бизнеса или ком­пании (Enterprise value (EV), Total enterprise value (TEV) или Firm value (FV)) является аналитическим показателем, представляю­щим собою оценку стоимости компании с учетом всех источни­ков ее финансирования: долговых обязательств, привилегирован­ных акций, доли меньшинства и обыкновенных акций компании. Оценка бизнеса выступает процедурой расчета стоимости бизнеса или предприятия, либо доли в них.