Сравнительный подход в оценке бизнеса


Экономическое содержание сравнительного подхода заключается в том, что выбирается предприятие, которое недавно было продано или акции которого имеют рыночную котировку.

По предприятию-аналогу рассчитывается соотношение между ценой продажи и важнейшими финансовыми показателями. Это соотношение называется оценочным мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на аналогичный финансовый показатель оцениваемого предприятия, определяется стоимость оцениваемого предприятия.

Пример.

Недавно продано предприятие аналог по цене 300 млн.

Методы, используемые при сравнительном подходе: метод сделок, метод рынка капитала, методы отраслевых коэффициентов


Система финансовых показателей и мультипликаторов, используемых при оценке. Диапазон и условия применения сравнительного подхода при оценке финансовых институтов

Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка капитала и сделок совпадают:

1 изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или котировках акций;

2 финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

3 расчет оценочных мультипликаторов;

4 применение мультипликаторов оцениваемого предприятия;

5 выбор величины стоимости оцениваемого предприятия;

6 внесение итоговых поправок на степень контроля.

Для уточнения получаемых результатов при оценке бизнеса на основе сравнения с аналогами применяют соотношения, называемые оценочными мультипликаторами.

Мультипликатор — соотношение между ценой и финансовыми показателями.

М — оценочный мультипликатор;

Ц — цена продажи предприятия-аналога;

ФБ — финансовый показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

Применение оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями.

Таким образом, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на соответствующий мультипликатор.

Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

· определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога — это даст значение числителя в формуле;

· вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.

В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценке бизнеса обычно используют четыре группы мультипликаторов:

1 цена/прибыль, цена/денежный поток;

3 цена/выручка от реализации;

4 цена/стоимость активов.

В зависимости от конкретной ситуации суждение о стоимости предприятия может основываться на любом из мультипликаторов, или любом их сочетании.

Применение сравнительного подхода при оценке российских предприятий


Рыночный подход

Рыночный (сравнительный) подход позволяет определить стоимость предприятий (бизнеса) или акций исходя из реальных рыночных цен на имущество или акции подобных предприятий. Его можно использовать для определения рыночной стоимости в том случае, когда существует рынок капиталов или бизнеса, подобных оцениваемому объекту. Подход опирается, в первую очередь, на сравнение с другими аналогичными предприятиями (бизнесами).

Сравнительный метод оценки стоимости компании


На этапе становления в России рынка продаж готового бизнеса сравнительный метод оценки компаний, как правило, не применялся, поскольку сложно было найти информацию о продажах предприятий-аналогов. Однако накопленный за последние годы опыт позволяет аккумулировать необходимые данные по продажам компаний и выработать подходы к оценке стоимости, которые с успехом могут быть использованы как профессиональными оценщиками, так и финансовыми директорами предприятий.

Сравнительный подход к оценке стоимости готового бизнеса — это совокупность методов, основанных на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, о финансовых условиях продажи которых имеется информация.

Ольга Каненкова,главный бухгалтер ОАО «Авто-фрамос»/RENAULT (Москва)

Необходимость оценки стоимости нашей компании возникла, когда нужно было проводить дополнительную эмиссию акций.