Оценка бизнеса


3-е изд. — СПб. 20 1 0. — 5 12 с.

В этом уникальном на сегодняшний день учебном пособии подробно и доходчиво изложены теоретические и методические основы организации и проведения работ по оценке предприятия (бизнеса). Объясняется методология оценки стоимости отдельных активов предприятия, рассматриваются особенности оценки бизнеса для конкретных целей (налогообложения, инвестирования, ликвидации и т.

Специфика определения справедливой стоимости бизнеса


Специфика определения справедливой стоимости бизнеса (Аблова Н.О.) («МСФО и МСА в кредитной организации», 2013, N 1)

Увеличение числа сделок по слиянию и поглощению, а также выпуск МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» требуют от специалистов понимания того, где и для чего может использоваться данная величина. Проанализируем специфику применения тех или иных подходов и методик при определении справедливой стоимости в случаях оценки активов и в целом бизнеса компании.

Основные аспекты сравнительного подхода к оценке бизнеса


Сравнительный подход к оценке бизнеса применяется в том случае, когда необходимо выбрать организацию, которая недавно была продана либо ее акции котируются на рынке. Важно наличие предприятия-аналога, с важнейшими показателями которого сравниваются расчеты для новой организации.

Оценочный мультипликатор – величина, показывающая соотношение между важнейшими финансовыми показателями и ценой продажи предприятия.

Сравнительный метод оценки стоимости компании


На этапе становления в России рынка продаж готового бизнеса сравнительный метод оценки компаний, как правило, не применялся, поскольку сложно было найти информацию о продажах предприятий-аналогов. Однако накопленный за последние годы опыт позволяет аккумулировать необходимые данные по продажам компаний и выработать подходы к оценке стоимости, которые с успехом могут быть использованы как профессиональными оценщиками, так и финансовыми директорами предприятий.

Сравнительный подход к оценке стоимости готового бизнеса — это совокупность методов, основанных на сравнении оцениваемой компании с предприятиями-аналогами, о финансовых условиях продажи которых имеется информация.

Ольга Каненкова,главный бухгалтер ОАО «Авто-фрамос»/RENAULT (Москва)

Необходимость оценки стоимости нашей компании возникла, когда нужно было проводить дополнительную эмиссию акций.

Методы, используемые при сравнительном подходе: метод сделок, метод рынка капитала, методы отраслевых коэффициентов


Система финансовых показателей и мультипликаторов, используемых при оценке. Диапазон и условия применения сравнительного подхода при оценке финансовых институтов

Этапы процесса оценки бизнеса методами рынка капитала и сделок совпадают:

1 изучение рынка и поиск аналогичных предприятий, в отношении которых имеется информация о ценах сделок или котировках акций;

2 финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;

3 расчет оценочных мультипликаторов;

4 применение мультипликаторов оцениваемого предприятия;

5 выбор величины стоимости оцениваемого предприятия;

6 внесение итоговых поправок на степень контроля.

Для уточнения получаемых результатов при оценке бизнеса на основе сравнения с аналогами применяют соотношения, называемые оценочными мультипликаторами.

Мультипликатор — соотношение между ценой и финансовыми показателями.

М — оценочный мультипликатор;

Ц — цена продажи предприятия-аналога;

ФБ — финансовый показатель предприятия, аналогичного объекту оценки.

Применение оценочных мультипликаторов базируется на предположении, что похожие предприятия имеют достаточно близкое соотношения между ценой и важнейшими финансовыми показателями.

Таким образом, цена предприятия может быть определена умножением финансового показателя на соответствующий мультипликатор.

Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Для расчета мультипликатора необходимо:

· определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога — это даст значение числителя в формуле;

· вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.

Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц.